ИНТЕРВЬЮ
April 8, 2023

Софья Гуревич | Порядок из хаоса - мое любимое занятие

Как научить человека летать, подобрать песню и сыграть ее без нот? О резкой смене курса: из биотехнологов в сферу маркетинга. Про патентную деятельность, ЦА, каналы продаж и светские разговоры. Поговорим прямо сейчас.

Сегодня у меня в гостях Софья Гуревич, стратегический маркетолог.

Софья, здравствуй! Сфера твоей деятельности мне близка, так как по второму высшему оканчивал «Стратегический менеджмент». И все, что относится к маркетингу, мне крайне интересно.

Вот что очень хочется у тебя спросить.

Судя по экспертности постов в твоем блоге, своей активной позицией, идеями ты сформировала себе очень крутой деловой имидж. Скажи, эта уверенность и любовь к постоянным экспериментам это у тебя из детства?

Да, я с детства любила эксперименты и придумывала интересные проекты. Так, в школе я организовала сообщество, целью которого была разработка способов, как научить человека летать.

Или была история, когда для капустника нужно было подобрать песню и сыграть её на гитаре, но одноклассники, которые давно учились музыке, не смогли играть без нот или боялись сцены.

Я послушала пару раз эту песню, легко, не имея нот перед глазами, подобрала её, пошла и выступила, хотя только научилась играть на гитаре, взяв на пару дней инструмент у соседей по турбазе.

Справедливости ради, у меня за плечами было 9 лет игры на скрипке, поэтому подбирать песни я умела, на гитаре играть научилась быстро и, судя по аплодисментам публики, выступила тоже хорошо.

Знаю, что изначально ты себя хотела видеть биотехнологом. Сейчас являешься маркетологом. Почему так резко решила изменить направление своей деятельности?

Это было не резко. Да, первое образование у меня техническое. Родители инженеры, про маркетинг в семье не говорили, поэтому я и выбрала инженерную специальность, близкую к моим увлечениям – химии и биологии.

Но когда нужно было рассказывать о разработках, мои коллеги стеснялись, а мне, наоборот, это давалось легко и в кайф.

Так я оказалась в акселераторе инновационных проектов, где нас учили, как из разрозненных знаний создать востребованный продукт, кто ваша ЦА, какие бывают каналы продаж.

Я не знала, что это называется «маркетинг», но поняла, что деятельность такая мне нравится.
Стала копать, поняла, что профессия называется «маркетолог» и стала учиться.

Обучений было более 20: и большие программы, и точечные тренинги, и сейчас постоянно актуализирую свои знания.

Но знания с 2010х годов мне очень помогают: тогда ещё не было никакого нельзяграма, поэтому я знаю множество способов, как получать клиентов без него.

В одном из наших разговоров ты упомянула как-то о патентной деятельности? И об есть опыте работы со стартапами. Это очень широкие горизонты, да и характер деятельности. Это все имело какое-то отношение к маркетингу или было совершенно отдельным направлением ?

Да, во время моего перехода из разработчика в маркетолога я поняла, что хочу работать со стартапами, но не понимала, кем именно.

Друг семьи увлёк идеями патентования, и я подумала: вот она, моя работа. До того, как что-то продавать, нужно разобраться, не защищен ли продукт патентами конкурента, например.

Может, его и вовсе продавать нельзя ещё. А если не защищен, нужно скорее защитить, чтобы запрещать конкурентам 20 лет делать то же самое. Поскольку патентование первично, то я и решила больше переключиться на защиту интеллектуальной собственности.

Досконально изучила преимущества более 3000 проектов. Но в один момент поняла, что мои клиенты патенты получают, а продаж у них нет.

Эта история меня очень задела, и я вернулась обратно в маркетинг, делегируя сейчас защиту ИС грамотным юристам.

А как в поле зрения твоих профессиональных компетенций попали мастера по дереву из Нижегородской области? Как ты вошла в этот проект, какие задачи нужно было в нем решить? Приобрела ли новый опыт и какой?

Если работать, то основательно. У меня были проекты по изделиям из дерева, ребята расширялись и искали мастеров. Поскольку я проходила программу «Управление персоналом», переговорный процесс взяла на себя я.

В нижегородской области замечательные токари. Они делают матрешки, которые потом разъезжаются по всей стране, деревянную посуду, игрушки и много всего интересного.

А главное – недорого.

В какой-то момент я знала огромное количество мастеров, их изделия, их возможности по оборудованию и материалам, знала поставщиков в Москве, которые уже сделали у них закупки и можно не ждать, если нужно что-то штучное.

В общем, со всеми познакомилась, подружилась.

Я узнала многое о деревообработке, о токарных и фрезерных станках, о лаках и красках – всё это пригождается мне и сейчас, при создании контента, да и просто поддержания светских бесед))

Софья, тебе страшно браться за дело, если Заказчик не дает четкого техзадания? По факту формирует только свои «Хочу» и все? Как ты тут принимаешь решение, работать или нет (с таким клиентом)?

О, порядок из хаоса – это моё любимое занятие. Для меня это как подобрать ту песню на гитаре, не имея нот.

Опыт, знания и насмотренность позволяют из любого «хочу» сначала сформировать чёткий план, ТЗ, а потом уже это всё реализовать.

Но нужно понимать, что это дорого стоит.

Если человек сходен со мной по ценностям и понимает объем работ, когда мы его обсуждаем, но он просто не знал, как формировать техзадание, то, конечно, я возьмусь за его проект.

Но если человек меня не слышит или пытается найти волшебную таблетку для своих «хочу», то это не ко мне.

Я считаю, что успеха достигает тот, кто составил план и реализовал его, а уж сам или с моей помощью - разберёмся.

Софья, спасибо тебе за очень интересное интервью! Очень рад состоявшемуся, столь подробному диалогу, после которого, многие, я уверен, узнали тебя с новой интересной стороны.